diamond АШ Tlg

Учёт самозанятых в 1С ЗУП

Если нельзя, но очень хочется, то можно 😇. Настройка учёта, а также про проблему отражения в бухучёте.

У компаний есть несколько причин вести отдельный учёт физических лиц, имеющих статус плательщика на профессиональный доход (самозанятых) в базе "Зарплата и управление персоналом". Но фирма 1С настаивает учитывать самозанятых как обычных контрагентов в той базе, где ведется учёт поступления услуг. В основном вышеупомянутые причины ведения учёта самозанятых в ЗУП находятся в серой зоне законодательства РФ; но есть, как минимум, пара вполне уважительных, которые я хорошо понимаю. Но данная публикация не об этом.

Настройка учёта

В ЗУПе учёт самозанятых настроить просто - нужно в настройках включить функционал работы с ГПХ и работать аналогично как по ГПХ с настройками отражения на незарплатные счета. Но придётся вручную в документах вычищать налоги и взносы, так как самозанятый все вопросы со своими налогами решает самостоятельно.


Включение ГПХ
Начисление самозанятому, вкладка Начисления
Начисление самозанятому, вкладка НДФЛ

Если самозанятых очень много и их учёт ведется в отдельной базе, то для исключения человеческого фактора имеет смысл наложить патч на модуль обработки МенеджерРасчетаЗарплаты, который отключит ненужный автоматический расчет НДФЛ и взносов:

&Перед("РассчитатьЗарплатуСлужебный")
Процедура СЗ_РассчитатьЗарплатуСлужебный()
        
    НастройкиРасчета.РассчитыватьНДФЛ = Ложь;
    НастройкиРасчета.РассчитыватьВзносы = Ложь;
        
КонецПроцедуры

Если учёт ведется в общей базе, то потребуется усложнить код, добавить реквизит для выделения самозанятых и применять указанный патч выборочно.

Отражение выплат самозанятым и ГПХ в бухучёте

Второй часто возникающий вопрос - почему при отражении в ЗУП выплат ГПХ вообще, и самозанятым в частности, не заполняется поле "Место в структуре предприятия", хотя в договоре поле "Подразделение" заполнено. Предполагается что структура предприятия не соответствует структуре юридических лист (наболее востребованная настройка в КОРП).

Не заполняется Место в структуре предприятия

Напоминаю, что поле "Место в структуре предприятия" появляется в табличной части Отражения только после включения синхронизации и создания любого узла обмена, можно даже не рабочего и не настроенного до конца.

Причина появления пустых полей в том, что связь между регламентированным подразделением и местом в структуре определяется только в штатном расписании. А так как работники по договору ГПХ или самозанятые не являются штатными сотрудниками, то такой связи нет и для них при отражении место в структуре не определяется. Не ждите от фирмы 1С решения, так как такое поведение не считается ошибкой.

Для заполнения поля "Место в структуре предприятия" в целях отражения в бухучёте придётся делать доработку конфигурации. Лучше всего вмешательство в документ отражения делать через общий модуль ОтражениеЗарплатыВБухучете, не трогая сам документ и тем более добавлять в него лишние кнопки. Возможны различные варианты хранения значения справочника для конкретного самозанятого или работника ГПХ, поэтому универсального решения нет. Если есть потребность в разработке такого расширения, обращайтесь в личку.